Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Охрана окружающей среды


Законодательство в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

Экологическое законодательство Российской Федерации

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.
Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.
Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружающей среды.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
  3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
  7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
  4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
  5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
  8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
  9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
  10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
  11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
  13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
  14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
  15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
  16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
  17. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации в области экологической информации

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательствомобъектомправовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического правапризнаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательствовходят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательствавходят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФотражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В шестнадцати главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21ноября2011года №323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологическиеи т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов

Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В целом экологическая ситуация на территории МО «Вохтомское» благоприятная. На территории муниципального образования отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в муниципальном образовании являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор.

Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомобильных дорог.

Администрацией сельского поселения проводятся месячники по уборке территорий населенных пунктов весной и осенью. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО: о запрете сжигания, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.

Граждане также, имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды: оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы, а также обращаться в органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране (п. 2 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На территории сельского поселения химически-опасных, радиационно-опасных, биологически-опасных объектов нет.

На территории сельского поселения гидродинамических объектов нет, магистральных газопроводов нет, нефтепроводов нет, продуктопроводов нет.

На территории сельского поселения пещеры, рудники, шахты и другие горные выработки отсутствуют.

На территории сельского поселения лавиноопасные (селеопасные) участки отсутствуют.

Организации сбора и определении мест первичного сбора и временного размещения ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения МО «Вохтомское» Коношского муниципального района Архангельской области

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации № 2314 от 28.12.2020 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержден Порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения МО «Вохтомское» Коношского муниципального района Архангельской области.
Определено место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп - Архангельская область, Коношский район, п. Фоминский, ул. Школьная, д.8 (неиспользуемое помещение - офис 2).

Постановлениеот 28.09.2020 № 35 «Об организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Вохтомское».

Перечень объектов недропользования

Минерально-сырьевые, лесные,

водные, земельные, биологические ресурсы

Минерально-сырьевые ресурсы

Минерально-сырьевые ресурсы муниципального образования представлены следующими видами полезных ископаемых: песчано-гравийные материалы и торф.

Месторождения песчано-гравийной смеси связаны с четвертичными древнеаллювиальными и современными аллювиальными отложениями.

На территории муниципального образования «Вохтомское» согласно «Каталогу месторождений твердых полезных ископаемых Архангельской области по состоянию на 01.01.2012 г.» имеются следующие месторождения:

  • Пески строительные - «Косая гора» - в 7,5 км к западу от п. Фоминский, в квартале 95 Вандышского лесничества - 279,87 га (на консервации);
  • Карьеры ПГС – «Лычное» - в 9,8 км к северо-востоку от п. Мелентьевский, на левом берегу р. Лычная в квартале 109 Вандышского лесничества - 39,54 га (разрабатываемое).

Торф.

На территории муниципального образования существуют необследованные месторождения торфа, и при дальнейшей необходимости потребуется постановка геологоразведочных работ с целым комплексом исследований на предмет более рационального использования данного сырья. На данный момент разработка торфа в промышленных масштабах не ведется, лишь отдельные хозяйства используют его в небольших объемах.

Лесные ресурсы. Использование лесов.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации большая часть лесных массивов, находящихся на территории муниципального образования «Вохтомское» (за исключением лесов на землях населенных пунктов) входит в состав лесного фонда Российской Федерации и является федеральной собственностью.

Земли лесного фонда на территории муниципального образования «Вохтомское» находятся в ведении одного лесничества – Коношского. Контора лесничества расположена в пгт. Коноша в 3 км от ближайшей железнодорожной станции Коноша Северной железной дороги.

Общая площадь лесничества составляет согласно Лесохозяйственному регламенту Коношского лесничества 796816 га. Земли лесничества занимают 94,2% площади Коношского района. Леса лесничества расположены в бассейнах трех крупных рек Европейского Севера: Северной Двины, Онеги и Сухоны одним большим массивом, внутри которого находятся землепользования сельхозформирований и других землепользователей.

Климат района расположения лесничества в целом благоприятен для произрастания древесных и кустарниковых пород.

Покрытые лесом земли в лесничестве составляют 91,4%. Лесистость территории Коношского района – около 86%.

На территории лесничества имеются как лесные (92,4%), так и нелесные земли. К лесным относятся покрытые лесом земли, несомкнувшиеся лесные культуры, лесные плантации и питомники, естественные редины, а также непокрытые лесом земли (гари, погибшие насаждения, вырубки, прогалины, пустыри), предназначенные для лесовосстановления; к нелесным – находящиеся в лесах участки угодий (пашни, сенокосы, пастбища), воды, площади особого назначения (дороги, просеки, усадьбы), другие земли, обслуживающие нужды лесного хозяйства), а также неиспользуемые земли (болота, пески, овраги и др.), которые без кардинальных мелиоративных работ не могут быть переведены в лесную площадь.

В лесорастительных условиях лесничества основными лесообразующими породами являются сосна (18,3%), ель (40,3%), береза (36,4%), осина (5,0%), а также отмечены лиственница (0,002%), сосна кедровая сибирская (0,004%), ольха серая (0,01%) и черная, ива древовидная, формирующие чистые и смешанные древостои средней продуктивности. В целом по лесничеству преобладают средневозрастные насаждения – 40,4%, 8,4% составляют приспевающие, 28,7% лесопокрытой площади занимают спелые и перестойные леса. Площадь болотных экосистем в границах лесничества составляет 6,9%.

Леса на территории лесничества подразделяются по целевому назначению и категориям защитных лесов.

В общей структуре лесов лесничества эксплуатационные леса занимают по площади около 82% его территории, защитные леса – около 18%. На территории лесничества присутствуют защитные леса следующих категорий защитности:

  • леса, расположенные в водоохранных зонах;
  • леса зеленой зоны;
  • защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • нерестоохранные полосы лесов.

Согласно Лесохозяйственному регламенту Коношского лесничества виды использования лесов на его территории следующие:

  • Заготовки древесины.
  • Заготовки живицы.
  • Заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
  • Заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
  • Ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
  • Ведения сельского хозяйства.
  • Осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
  • Осуществление рекреационной деятельности.
  • Создания лесных плантаций и их эксплуатация.
  • Выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
  • Выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
  • Строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений.
  • Строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
  • Переработки древесины и иных лесных ресурсов.
  • Осуществления религиозной деятельности.
  • Иные виды деятельности.

При этом основным видом разрешенного использования лесов является

заготовка древесины.

Расчетная лесосека по всем видам рубок по данным Лесохозяйственного регламента составляет в ликвидном запасе 1330 тыс.м3 в год. В структуре расчетной лесосеки хвойные породы составляют около 27%.

Основная заготовка древесины производится в зимнее время, т.к. в это время она более доступна.

Потребителями древесины в муниципальном образовании являются лесопильные цеха в поселке Мелентьевский, деревнях Осташевская, Куфтыревская, которые перерабатывают часть древесины, заготовляемой лесозаготовительными предприятиями. Основные заготавливаемые сортименты – это пиловочник, стройлес, балансовая древесина. В последние годы значительно увеличивается доля лиственных сортиментов.

Лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления землях.

Гидрогеологические условия

Согласно гидрогеологическому районированию территория Коношского района приурочена к Северодвинскому артезианскому бассейну, подземные воды в разной степени распространены во всех генетических типах четвертичных отложений и в дочетвертичных породах.

Из гидрогеологического разреза можно выделить несколько водоносных горизонтов пресных подземных вод.

Воды типа «верховодки» содержатся в отложениях болотного и озерного генезиса, а также в песчаных линзах, развитых на ледниковых отложениях с поверхности, и создают условия для широкого заболачивания местности. Воды приурочены к линзам водноледниковых отложений, широко используются местным населением при помощи колодцев. Для организации водоснабжения значения не имеют из-за низких дебитов и возможности поверхностного загрязнения.

Выдержанный водоносный горизонт грунтовых вод связан с иловатыми мелкозернистыми и тонкозернистыми аллювиальными песками, развитыми в поймах рек. Из-за низких дебитов и возможности поверхностного загрязнения горизонт не имеет значения для водоснабжения.

Водоносный горизонт водноледниковых отложений. Воды, приуроченные к линзам и прослоям мелкозернистого глинистого песка с гравием и галькой, могут иметь, как напорный, так и безнапорный характер. Дебиты скважины достигают 3,0 л/сек., удельные дебиты – 0,42 л/сек., минерализация – 0,5 г/л. Воды гидрокарбонатные, кальциево-магниевые, умеренно-жесткие. Горизонт может подвергаться поверхностному загрязнению и для организации централизованного водоснабжения не рекомендуется.

Водоносный горизонт верхнеказанских отложений приурочен к известнякам различной степени кавернозности и трещиноватости, развитых повсеместно с глубины 70-100 м. Мощность водосодержащих известняков составляет 20-30 м, напор 30-70 м. Водообильность горизонта неравномерная, но в целом довольно высокая. Удельные дебиты изменяются от 0,18 до 8,0 л/сек., составляя в среднем 1-2 л/сек., дебиты существующих скважин преимущественно составляют 3-8 л/сек., реже до 18 л/сек. Воды пресные с минерализацией 0,5-0,6 г/л, гидрокарбонатные кальциево-магниевые, умеренно жесткие, соответствуют ГОСТу 2874-82 «Вода питьевая» по всем показателям, за исключением повышенной мутности (5-10 мг/л) и железа – 2,75 – 3,35 мг/л. Водоносный горизонт широко используется для водоснабжения.

Гидрографическая сеть территории муниципального образования «Вохтомское» представлена наиболее крупной рекой Вохтомица и многочисленными озерами. Река Вохтомица протекает через всю территорию муниципального образования и впадает в реку Волошка.

Длина водотока реки - 91 километр. Питание смешанное: снеговое, дождевое и от вод притоков. Во время весеннего половодья река многоводная, а летом сильно мелеет, даже появляются броды. Она не судоходная, но раньше была сплавная.

Начало весеннего половодья приходится на середину апреля, максимум на первые числа мая, заканчивается половодье в последней декаде мая-первой декаде июня.

Дождливые паводки летом обычно одиночные, осенью проходят сериями. Вызываемые ими подъёмы уровня воды значительно ниже весенних. Характер питания рек и ручьев определяет в свою очередь и закономерность колебаний уровня. Максимальные по высоте уровни наблюдаются весной. Там же, где берега низкие, вода свободно разливается на обширных пространствах поймы, и реки не имеют значительного подъёма уровня. Повышение уровня и достижение максимума весной происходит, как правило, довольно резко на протяжении нескольких дней (4—6). Спад же идёт медленно, он, как говорят, «распластан». Летнее время отличается снижением уровня, реки мелеют, а наиболее мелкие из них местами и вовсе пересыхают. Выпадающие дожди вызывают обычно небольшую и кратковременную прибыль вод. Новое, более продолжительное, повышение уровня наблюдается осенью в связи с общим понижением температуры, ослаблением испарения и более частым проникновением циклонов со стороны Атлантики. Наконец, зимой на протяжении нескольких месяцев под ледяным покровом уровень прогрессивно понижается, достигая минимума в конце зимы, когда даже грунтовой подток истощается.

Сток на реках сравнительно велик. Это объясняется, главным образом, климатическими условиями — относительно прохладным и коротким летом, значительной влажностью воздуха и большими запасами снега зимой. Количество испаряющейся и фильтрующейся в почву воды составляет не более 40—45%. Таким образом, от 50 до 55% воды, получаемой бассейнами рек за счёт атмосферных осадков. Течение рек спокойное.

Гидрографическая сеть на территории муниципального образования является потенциальной составляющей для развития экологического и спортивного (водного) туризма.

Подземные воды на территории муниципального образования служат источником водоснабжения для хозяйственно-питьевых нужд населения и при использовании систем очистки воды могут быть использованы для новой застройки на перспективу развития сельского поселения.

Почвы

В муниципальном образовании преобладают лёгкосуглинистые и супесчаные, средне- и сильноподзолистые почвы с низким плодородием, высокой кислотностью, бедные питательными веществами. Встречаются болотистые почвы. В поймах рек сформировались аллювиальные почвы.

Иллювиально-железистые и иллювиально-гумусово-железистые контактно-осветленные подзолы широко распространены в ледниковых и ледниковых с элементами карста ландшафтах (покрытый и перекрытый карст) моренных равнин северной тайги. Они приурочены к двучленным моренным отложениям и развиваются на хорошо дренируемых участках рельефа — вершинах моренных холмов и увалов, склонах средней крутизны под чернично-зеленомошными ельниками. В мезо-понижениях широко развиты торфяно(исто)-подзолисто-глеевые контактно-осветленные почвы на двучленных моренных отложениях в условиях длинных пологих склонов водораздельных поверхностей. Распространены они практически всюду, за исключением районов с интенсивным развитием карста.

В условиях избыточного переменного увлажнения, а также при активном латеральном внутрипочвенном перемещении соединений железа на геохимических барьерах формируются торфяно-подзолисто-глеевые оруденелые почвы.

Преимущественно под луговой растительностью развиваются дерновые типичные и дерновые иллювиально-глинистые почвы.

В условиях близкого залегания известняков и доломитов, на тонком (<10-15 см) слое суглинка формируются рендзины типичные, с темным гумусовым горизонтом. Если же почва непосредственно развивается на сильнокарбонатных породах (известняк или доломит), то образуются рендзины перегнойные с темным перегнойным мажущимся горизонтом.

Ландшафты открытого карста отличаются наибольшим разнообразием почв, контрастностью и мелко-контурностью почвенного покрова. На выходах гипсов развиты уникальные почвы с грубой слабо- и среднеразложившейся подстилкой и чисто-гипсовыми минеральными горизонтами, которые были названы «сульфорендзинами», а по Классификации почв России они, в зависимости от мощности органогенных горизонтов, относятся к гипсо-петроземам или литоземам сухоторфяным или грубогумусовым. Эти почвы по составу и свойствам существенно отличаются от рендзин на выходах известняков и доломитов, хотя морфологически схожи с ними. В некоторых межостанцовых ложбинах формируются почвы "гипсового дождя" – из постоянно осыпающегося гипсового щебня, постепенно зарастающего мхом.

Крайне велика роль рельефа и карстовых процессов в перераспределении гидротермических показателей, литологического состава почвообразующих пород, что отражается и на функционировании почв. Имеется существенное различие в характере температурного режима почв различных местообитаний моренного и карстового ландшафтов. В условиях карста встречаются как наиболее «теплые» почвы межвороночных останцов, так и самые «холодные» почвы в карстовых воронках, которые в течение летнего периода остаются холоднее, чем в южной тундре. Целый ряд местообитаний карстовых ландшафтов (днища карстовых воронок, пещеры) испытывают воздействие пониженных температур в течение всего вегетационного периода, в связи с чем интенсивность биологических процессов в них сильно снижена. К днищам карстовых воронок приурочены торфяные почвы и глеевые почвы на делювиальных отложениях.

Почвы являются основным накопителем токсичных веществ, которые содержатся в промышленных и бытовых отходах, складируемых на поверхности, в выбросах предприятий и автотранспорта, сбросах сточных вод. Основными источниками загрязнения почв являются предприятия сельское хозяйство.

Земельный фонд муниципального образования и категории земель

Согласно законодательству, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Согласно законодательству после утверждения Генерального плана поселения требуется разработка документов градостроительного зонирования для определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Общая площадь земель в границах муниципального образования составляет 106000 га.

Биологические ресурсы

Территория муниципального образования «Вохтомское» характеризуется наличием значительного потенциала биологических ресурсов. МО «Вохтомское» расположено в таежной зоне, большая часть его территории покрыта лесом и относится к землям лесного фонда, имеется развитая гидрографическая сеть, часть территории заболочена. Практически все биологические ресурсы связаны с лесом и водной средой, приурочены к лесным экосистемам различных типов.

Запасы дикорастущего сырья района не оценивались и в настоящее время практически не используются.

В условиях значительной безработицы во многих населенных пунктах сбор дикоросов имеет большое значение для жителей муниципального образования, часть населения занимается сбором и реализацией дикорастущих грибов и ягод.

Видовой состав объектов животного мира разнообразен. Основное промысловое значение имеют лось, кабан, бурый медведь, белка, заяц-беляк, горностай, куница, лисица, рысь, бобр, выдра, ондатра, норка, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, гуси, утки. Для целей ведения охотничьего хозяйства лесные участки в муниципальном образовании не арендуются.

Рыбными ресурсами территория муниципального образования сравнительно не богата в связи с отсутствием крупных рек и озер. На водоемах муниципального образования промышленное рыболовство не осуществляется.

Получить информацию о состоянии окружающей среды, в том числе лесов, атмосферного воздуха, водных объектов, по обращению с отходами, содержанию животных и сообщить сведения о нарушениях природоохранного законодательства можно обратившись в администрацию муниципального образования «Вохтомское» Коношского муниципального района Архангельской области по адресу: 164040, Архангельскаяобласть, Коношский район п. Фоминский, ул. Школьная, д. 8 или по телефонам: 8(81858)42214,42195.

Дата создания: 15-08-2023
Дата последнего изменения: 15-08-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.