Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Ответственность за нарушение режима изоляции

Ответственность за нарушение режима изоляции

1.1. Административная ответственность за нарушение режима изоляции

Одной из мер, принятых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), является изоляция лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из иностранных государств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» установлена обязанность лиц, прибывших на территорию Российской Федерации, по выполнению требований по изоляции в домашних условиях
(нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня их прибытия.

Указанное постановление принято в рамках исполнения пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым главные государственные санитарные врачи наделены полномочием при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

- госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

- проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

- введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина)
в организациях и на объектах;

Нарушение установленного режима самоизоляции фактически охватывается ответственностью за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и влечет применение административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

- для граждан – в размере от 100 до 500 рублей;

- для должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;

- для индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- для юридических лиц – от 10000 до 20 000 рублей
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Решение вопросов о привлечении граждан к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции относится к ведению Управления Роспотребнадзора по Архангельской области. Это составление протоколов об указанных административных правонарушениях и вынесение постановлений о назначении административного наказания.

Управление Роспотребнадзора по Архангельской области находится
по адресу: г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, тел. (8182) 20-05-69,

адрес электронной почты: arkh@29.rospotrebnadzor.ru,

адрес официального сайта: http://29.rospotrebnadzor.ru.

Сотрудники Роспотребнадзора совместно с сотрудниками
органов полиции вправе посещать граждан, находящихся в режиме самоизоляции, по месту их жительства в целях установления нахождения лица по предписанному ему адресу и в случае выявления нарушения
режима самоизоляции в отношении нарушителей будет составлен протокол
и рассмотрено дело об административном правонарушении.

Поручение о привлечении сотрудников Управления Министерства внутренних дел по Архангельской области и Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области предусмотрены пунктом 1311 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года №28-у о введении режима повышенной готовности. Им рекомендовано обеспечить установление личности и места нахождения лиц, прибывших на территорию Архангельской области из иностранных государств, в том числе через другие города Российской Федерации, в период менее 14 календарных дней, осуществлять контроль за соблюдением указанными лицами установленного режима изоляции в домашних условиях, содействовать обеспечению проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, режима изоляции в домашних условиях и реализации иных мер, предусмотренных данных указом.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней
со дня их прибытия.

Организация контроля за соблюдением карантина обеспечивается указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года №28-у
о введении режима повышенной готовности.

В соответствии с указом Губернатора Архангельской области
от 17 марта 2020 года №28-у о введении режима повышенной готовности главам муниципальных образований Архангельской области надлежит содействовать выявлению на территориях муниципальных образований Архангельской области лиц, прибывших из иностранных государств, где зарегистрированы случаи заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), и обеспечению их самоизоляции на дому.

Работа по выявлению лиц, нарушающих режим самоизоляции,
и предоставлению соответствующей информации в органы
Роспотребнадзора должна проводиться органами местного самоуправления совместно с сотрудниками органов полиции.

Соблюдение режима самоизоляции может отслеживаться также по камерам видеонаблюдения.

Должностные лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний имеют право требовать и давать обязательные для исполнения
в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции
и (или) госпитализации.

Неповиновение законному требованию должностного лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ в виде предупреждения
или наложения административного штрафа:

- на граждан – в размере от пятисот до одной тысячи рублей

- на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица) Управления Роспотребнадзора по Архангельской области об устранении нарушений санитарного законодательства влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа:

- на граждан – в размере от трехсот до пятисот рублей;

- на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

- на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статей 19.4, 19.5 КоАП РФ, могут:

- должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Управления Роспотребнадзора по Архангельской области),

- должностные лица органов внутренних дел (полиции).

После составления указанными должностными лицами протоколов
об административном правонарушении они направляются для рассмотрения и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности мировому судье соответствующего судебного участка.

В соответствии с положениями статьи 28.4 КоАП РФ право возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность
за которое предусмотрена КоАП РФ, предоставлено прокурорам при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации сообщило, что направило в Правительство Российской Федерации также проект федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ для обеспечения неукоснительного соблюдения законодательства в период карантина.

1.2. Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции

Правительство Российской Федерации внесло коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В связи с этим нарушение санитарно-гигиенических мероприятий может послужить основанием для привлечения к ответственности по статье 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В случае нарушения правил, которое привело по неосторожности к массовому заболеванию людей, преступление квалифицируется по части 1 данной статьи. Она предполагает следующие виды наказания:

- штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- обязательные работы на срок до 360 часов;

- исправительные работы на срок до одного года;

- ограничение свободы на срок до одного года.

Если же нарушение режима самоизоляции повлекло по неосторожности смерть человека, ответственность наступает по части 2 статьи 236 УК РФ и предусматривает следующее наказание:

- обязательные работы на срок до 480 часов;

- исправительные работы на срок от 6 месяцев до двух лет;

- принудительные работы на срок до пяти лет;

- лишение свободы на срок до пяти лет.

Также нарушение карантинных мер может быть квалифицировано и по другим статьям. В частности, по статье 237 УК РФ («Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей») и статье 293 УК РФ («Халатность»). По данной статье было возбуждено уголовное дело против Санниковой И., главного внештатного инфекциониста Ставропольского края и профессора кафедры инфекционных болезней и фтизиатрии Ставропольского государственного медицинского университета, которая скрыла от руководства факт посещения Испании с 6 по 9 марта и по возвращении в Россию не предприняла мер к 14-дневной изоляции. У нее была диагностирована коронавирусная инфекция.

В настоящее время планируется ужесточение уголовной ответственности занарушение санитарно-эпидемиологических правил.

В Государственную Думу депутатамиГосударственной Думы
В.В. Володиным и П.В. Крашенинниковым внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса
Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), предусматривающий изменения встатью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации истатью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Законопроектом предлагается усилить наказание занарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее понеосторожности массовое заболевание людей.

Предлагается установить следующее наказание:

- штраф от500 тыс. до1 млн рублей или иного дохода осужденного за период от трех лет до пяти лет;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок от одного года дотрех лет,

- ограничение свободы на срок от одного года до двух лет;

- принудительные работы на срок от одного от одного года до трех лет;

- лишение свободы натот же срок.

Занарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее понеосторожности смерть человека, либо сопряженное сумышленным созданием угрозы массового заболевания людей предлагается наказывать следующим образом:

- штраф от1 млн до2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех лет до пяти лет;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех лет до пяти лет;

- ограничение свободы на срок от двух до четырех лет;

- принудительные работы на срок от трех лет до пяти лет;

- лишением свободы на тот же срок.

Вслучае, если несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил повлечет понеосторожности смерть двух иболее лиц, предлагается наказывать:

- принудительными работами на срок от четырех лет до пяти лет;

- лишением свободы насрок досеми лет.

Расследование данной тяжкой категории преступлений отнесено кведению следователей Следственного комитета Российской Федерации, менее тяжкие категории– кведению следователей полиции.

Взаконопроекте речь идет осмертельных последствиях, которые возникли именно понеосторожности. Еслиже имело место умышленное причинение смерти одного иболее лиц врезультате преднамеренного нарушения санитарно-эпидемиологических правил, тотакое деяние взависимости отумысла будет квалифицироваться как терроризм, хулиганство или диверсия (статьи 205, 213, 281 УК РФ).

Рассмотрение данного законопроекта планируется 31 марта 2020 года.

На сегодняшний день в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 237, 239 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, а о преступлении, предусмотренном статьей 236 УК РФ – следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Законопроектом предлагается в ведении органов внутренних дел Российской Федерации оставить предварительное следствие
по преступлениям, предусмотренным только частями первой и второй статьи 236 УК РФ, а расследование преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 236 УК РФ передать следователям Следственного комитета Российской Федерации.

2. Ответственность за нарушение режима повышенной готовности

Указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению
на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» устанавливает дополнительные запретительные меры в целях минимизации последствий от возможных чрезвычайных ситуаций, а также принятия дополнительных мер по защите населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у является частью системы противоэпидемических мер, направленных
на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем за нарушение установленных им ограничений и требований к гражданам
и юридическим лицам граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
и юридические лица могут также быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ (санкции указаны выше).

Неповиновение законному требованию должностных лиц
при выполнении требований, введенных в рамках режима повышенной готовности, также влечет ответственность по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ
и части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в том числе невыполнение требований нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии
с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», влечет в соответствии со статьей 20.6 КоАП РФ наложение административного штрафа:

- на должностных лиц – в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Протоколы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.6 КоАП РФ, составляют:

- должностные лица органов внутренних дел (полиции);

- должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органами, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Архангельской области являются:

- Главное управление МЧС России Архангельской области;

- агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (далее – агентство).

Должностные лица указанных органов могут привлекать юридических
и должностных лиц к административной ответственности по данной статье КоАП РФ.

В соответствии с административным регламентом осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера должностные лица агентства могут в случае выявления в ходе мероприятий надзора нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом местного самоуправления обязательных требований:

1) возбуждать дело об административном правонарушении, если в выявленном нарушении усматривается состав административного правонарушения;

2) выдавать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину, органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений и осуществляют контроль за исполнением выданного предписания.

В соответствии с положениями статьи 28.4 КоАП РФ право возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность
за которое предусмотрена КоАП РФ, предоставлено прокурорам при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

После составление указанными должностными лицами протоколов об административном правонарушении они направляются для рассмотрения и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности мировому судье соответствующего судебного участка.

Пунктом 1311 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года №28-у Управлению Министерства внутренних дел
по Архангельской области и Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области рекомендовано обеспечить содействовать обеспечению проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий и реализации иных мер, предусмотренных данных указом.

Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Это влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Протоколы об административных правонарушениях об указанных административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1).

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе вносить представление об устранении нарушений закона, протест прокурора, выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Статья 17.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора. Это влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

- на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

- на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дата создания: 03-04-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.